[К. Галичский - "Компьютерные системы в телефонии"]

Copyright (C) К. Галичский, 2002

Глава 1. Организация телефонных сетей
1.1 Телефонная сеть общего пользования
1.2 Внутренние сети
1.3 Мобильные сети
1.4 Интернет-телефония
1.5 Компьютерная телефония
1.6 Интеллектуальные сети

1.5 Компьютерная телефония

I think there is a world market for maybe five computers.
(Томас Уатсон, председатель IBM, 1943)

При построении внутренних сетей, а также при создании специфических услуг компаниями-провайдерами, широко используется компьютерная техника. Это новое на­правление в современной телефонии получило название «компьютерно-телефонной ин­теграции» (по-английски – CTI, сокращение от «Computer-Telephony Integration»), или просто «компьютерная телефония».

Рассмотрим вкратце несколько характерных случаев применения компьютеров для управления разнообразными телефонными системами, а затем вернемся к теме ком­пьютерной телефонии в главе 6.

Модемы

Модем можно использовать не только для передачи данных, но и для управления состоянием линии по командам от компьютера. Например, пользователь может выби­рать номер из электронной адресной книги, хранящейся в компьютере, и автоматически набирать его с помощью модема (рис. 1.25).

Рис. 1.25. Управление линией с помощью модема

Особый случай представляют собой голосовые модемы, которые позволяют авто­матически проигрывать и записывать звук в линию, а также факс-модемы, передающие и принимающие факсы, представляемые в виде компьютерных файлов. Использование таких модемов позволяет полностью автоматизировать рабочее место абонента.

Кроме того, с помощью голосовых модемов можно создавать автоматические сер­висы, доступные по телефону, работающие без вмешательства пользователя (рис. 1.26).

Рис. 1.26. Автоматический сервис на основе голосового модема

CTI-платы

Если автоматический сервис должен уметь обрабатывать более одного звонка од­новременно, то необходимо иметь несколько телефонных линий. Подключать к каж­дой из линий по модему оказывается довольно накладно. Кроме того, каждый из моде­мов может работать только независимо от других, тогда как иногда бывает целесо­образно соединять (коммутировать) линии между собой.

Выход заключается в использовании так называемых CTI-плат (их также называют платами компьютерной телефонии). Это обычные платы, вставляемые в слоты расши­рения внутри компьютера, представляющие собой нечто вроде «многоканальных» мо­демов (рис. 1.27). Они имеют меньшую стоимость в пересчёте на отдельную линию и обычно позволяют осуществлять внутреннюю коммутацию линий.

Рис. 1.27. Автоматический сервис на основе CTI-платы

Линии могут быть как городскими, так и внутренними линиями мини-АТС.

С помощью CTI-плат могут быть реализованы различные телефонные приложения, например, системы голосовых меню (IVR), голосовая почта, системы записи телефон­ных разговоров, шлюзы Интернет-телефонии и даже целые мини-АТС.

На рынке CTI-плат лидирует фирма Dialogic, которая в настоящее время является подразделением Intel. По некоторым оценкам, ею произведено порядка 80% всех CTI-плат в мире. Подробному описанию этих и других плат будет посвящена глава 7.

CTI link

Отдельным случаем компьютерной телефонии является управление мини-АТС ком­пьютером через так называемый CTI link (рис. 1.28). Традиционно для этого исполь­зу­ется кабель RS‑232, подключаемый к последовательному порту компьютера, на кото­ром исполняется управляющая программа. В последнее время некоторые производи­тели пе­реходят на прямое подключение к локальной сети Ethernet, а также есть случаи ис­поль­зования USB.

Рис. 1.28. Подключение мини-АТС к внешнему компьютеру через CTI link

Существует международный стандарт для передачи управляющих команд по CTI link, который называется CSTA (Computer Supported Telephony Application), предло­женный организацией European Computer Manufacturers Association (ECMA). Тем не ме­нее, некоторые производители АТС используют свои протоколы, например, фирма Nortel – Meridian Link Protocol.

Как правило, пропускной способности CTI link хватает только на передачу инфор­мации о звонках и команд по управлению этими звонками, но не достаточно для досту­па к звуковым данным внутри звонков.

Обычно с помощью CTI link осуществляют управление звонками с компьютеров абонентов мини-АТС («клиент-серверная телефония»). На компьютерах абонентов за­пускается специальная программа, которая через локальную компьютерную сеть взаи­модействует с сервером, к которому подключён CTI link. В результате каждый пользо­ватель может, например, набирать номера, используя электронные адресные книги (как будто на каждой внутренней линии мини-АТС имеется по модему), а также визуально управлять звонками через интуитивно понятный графический интерфейс (рис. 1.29):

Рис. 1.29. Клиент-серверное использование CTI link

Этот подход позволяет расширять базовые возможности мини-АТС, вводя «интел­лектуальную» маршрутизацию звонков, запись информации обо всех звонках в компью­терную базу данных и так далее.

Возможен вариант совместного использования CTI link и CTI-плат (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Совместное использование CTI link и CTI-плат

Мини-АТС на основе CTI-плат (SoftPBX)

Особый класс телефонных приложений представляют собой программы, исполня­ющиеся на компьютере с CTI-платами, имитирующими поведение мини-АТС. К платам подключают не только внешние линии, но и внутренние телефоны, и всё это комму­тируется под управлением приложения (рис. 1.31).

Рис. 1.31. SoftPBX

Такие приложения называют SoftPBX (а также UnPBX, NT-PBX), а компьютеры с CTI-платами – телефонными серверами. Это решение сочетает в себе возможности обычных мини-АТС и, вместе с тем, позволяет реализовывать функции, которые «не по зубам» традиционным мини-АТС.

Например, нет нужды в CTI link – автоматические сервисы могут работать прямо на телефонном сервере. Компьютерные файловые системы позволяют хранить огром­ные объёмы информации, а для настроек телефонной сети может использоваться гра­фический интерфейс пользователя.

Программный код SoftPBX исполняется непосредственно на телефонном сервере, в который вставлены CTI-платы, но может быть распределён по нескольким серверам, соединённых локальной компьютерной сетью.

К подробному рассмотрению SoftPBX мы вернемся несколько позднее, в главе 2.

Мини-АТС на основе Интернет-телефонии (IP-PBX)

Отдельное использование внутренней компьютерной и телефонной сетей является в некотором смысле анахронизмом, поскольку теоретически достаточно иметь одну об­щую сеть для передачи как данных между компьютерами, так и звука. Решения, ис­пользующие компьютерную сеть в качестве телефонной, называют IP-PBX.

Телефоны при таком подходе подключаются прямо в компьютерную сеть (так на­зываемые IP-телефоны), а коммутацией соединений занимается специальное сетевое устройство – привратник (Gatekeeper), которое фактически играет роль мини-АТС: от­вечает за внутренний номерной план, поддерживает каталог пользователей, осущест­вляет контроль прав доступа и т. д. (рис. 1.32). Пользователи могут обходиться и вовсе без традиционных телефонных аппаратов, используя микрофон и динамики, под­клю­чён­ные к мультимедиа-компьютеру.

Рис. 1.32. Мини-АТС на основе Интернет-телефонии

Соединением с ТфОП занимается еще одно сетевое устройство – шлюз (Gateway), которое, в сущности, играет роль «внешних линий». С его помощью абоненты могут совершать и принимать обычные телефонные звонки.

Привратник и шлюз могут быть совмещены в одном устройстве или в отдельных устройствах, причем это может быть как обычный компьютер, так и специализирован­ное оборудование.

Поскольку в IP-PBX функции традиционной АТС распределены между разными узлами сети, каждый узел может быть многократно продублирован. Например, в одной зоне сети может быть несколько резервных привратников. Таким образом, архитектура IP-PBX имеет очень хорошую масштабируемость и надежность.

Идея полной интеграции телефонии в компьютеры выглядит очень заманчиво, но в настоящее время при реализации этой идеи встречаются сложности психологического и технического характера (и пропускная способность внутренней компьютерной сети – не самая главная проблема). Тем не менее, данный подход наверняка рано или поздно вытеснит традиционную телефонию.





Хостинг от uCoz