[К. Галичский - "Компьютерные системы в телефонии"]
Copyright (C) К. Галичский, 2002
Глава
1. Организация телефонных сетей
1.1 Телефонная сеть общего пользования
1.2 Внутренние сети
1.3 Мобильные сети
1.4 Интернет-телефония
1.5 Компьютерная телефония
1.6 Интеллектуальные сети
Artificial
Intelligence stands no chance against Natural Stupidity.
(буржуйская народная мудрость)
Применение компьютерных технологий в телефонных системах позволяет реализовывать новые услуги, предоставляемые абоненту, непосредственно подключённому к АТС. Вместе с тем, некоторые услуги могут быть предоставлены через ТфОП любому абоненту сети. Но для этого требуется программное управление не на уровне отдельной АТС, а в рамках целой сети.
Первая в истории телефонии «сетевая» услуга такого рода появилась в США еще в 1967 г. – это так называемый сервис 800, или Free Phone. Различные организации получили возможность аренды номеров в «негеографическом» междугородном коде 800, обязуясь оплачивать все входящие звонки. Таким образом, звонок на любой номер, начинающийся с междугородного кода 800, является бесплатным для звонящего, что крайне важно для привлечения потребителей при ведении бизнеса на территории всей страны.
Реализация такой услуги требует наличия специальных средств для маршрутизации и тарификации (биллинга) звонков в масштабах национальной телефонной сети: каждая междугородная АТС должна иметь информацию о реальном географическом расположении каждого получателя звонков. Для этого необходима «сетевая база данных», хранящая соответствие каждого номера из 800-й зоны в реальный междугородный номер. Эта база данных должна быть доступна из любого населённого пункта. Поскольку такая информация непрерывно обновляется (например, появляются новые компании, арендующие номера), её недостаточно просто продублировать на каждой АТС по всей стране.
Переход к «сетевой базе данных» завершился к 1982 г, получив название Expanded 800 service («расширенная услуга 800»). С этого момента национальная сеть США стала заниматься не только передачей речи между абонентами, но и специальных управляющих данных между АТС, став первым в истории примером концепции IN (Intelligent Network, то есть «интеллектуальная сеть»). Схема работы сервиса 800 показана на рис. 1.33
Рис. 1.33. Сервис 800
Итак, под IN понимают сеть, управляемую программно. Таким образом, интеллектуальные сети – это в определённом смысле самостоятельный аспект компьютерной телефонии, касающийся создания услуг уровня сети, а не отдельной АТС.
Heavier-than-air flying machines are impossible.
(лорд Кельвин, президент Королевского
Общества, 1895)
Современные интеллектуальные сети строятся на рекомендациях Международного союза электросвязи (ITU-T) Signaling System N7 (SS7), первая версия которых была принята в 1992 г. В настоящее время SS7 широко внедряется во всем мире, в том числе и в России (под названием ОКС N7).
SS7 определяет все основные компоненты интеллектуальной сети и протоколы их взаимодействия, которые, по замыслу их разработчиков:
C не зависят от вида услуг,
C от структуры сети,
C от производителя оборудования.
В SS7 используется сеть передачи данных на основе коммутации пакетов, логически независимая от обычной сети для разговорных каналов. Узлы этой сети называются SP (signaling point, «пункты сигнализации»), а соединяющие их линии – SL (signaling link, «сигнальные звенья»). Для повышения надежности применяется дублирование оборудования, а между любыми двумя SP должно существовать как минимум два независимых маршрута по несовпадающим цепочкам SL.
Различают следующие типы узлов в сети SS7 (рис. 1.34):
r Транзитный пункт сигнализации STP (signaling transfer point). Это элемент сети, обеспечивающий маршрутизацию пакетов между остальными узлами по SL.
r Узел коммутации услуг SSP (service switching point). Это АТС, управляемая программно.
r Интеллектуальная периферия IP (intelligent peripheral). SSP отвечает только за коммутацию голосовых каналов, а IP реализует интерактивный диалог с абонентом: проигрывание голосовых инструкций (промптов), прием ответных тонов DTMF, набираемых абонентом на телефонной клавиатуре или даже распознавание речи. IP может быть встроена в SSP, либо реализована отдельным оборудованием.
r Узел управления услугами SCP (service control point). Это компьютерное оборудование, на котором исполняется программа, реализующая логику услуги. SCP может находится за тысячи километров от управляемых им узлов SSP и IP, передавая им команды через сеть, либо находится в непосредственной близости, будучи связанными с ними через высокоскоростной канал связи. Последний случай называется AD (adjunct). Функции SSP и SCP могут быть совмещены в одном узле – SSCP (service switching and control point).
r Узел хранения данных для услуг SDP (service data point). Это база данных, которую совместно используют другие узлы сети для реализации услуг. Например, в базе данных могут храниться счёта абонентов, таблицы маршрутизации для сервиса 800 и т. д.
r Узел управления услугами SMP (service management point). Это операторская консоль, через которую можно управлять параметрами и конфигурацией сервиса во время его эксплуатации.
r Узел создания услуг SCEP (service creation environment point). Это компьютер, содержащий среду создания услуг SCE (service creation environment) – программные средства конструирования, модификации и тестирования услуг до начала их эксплуатации. Сервисы конструируются как комбинации из стандартизованного набора универсальных сервис-блоков SIB (service-independent block).
Рис. 1.34. Структура интеллектуальной сети
SS7 содержит набор протоколов для взаимодействия узлов интеллектуальной сети. Базовые протоколы, реализующие транспортную среду, называются MTP (Message Transfer Part) и SCCP (Signaling Connection Control Part). На их основе работает протокол для управления голосовыми соединениями (звонками) – ISUP (ISDN user part), а также протокол для удалённого вызова программных процедур – TCAP (Transaction Capabilities Application Part). Через эти протоколы узлы SCP (компьютеры) удалённо управляют узлами SSP (АТС) и их «интеллектуальной периферией», а также взаимодействуют SDP (базами данных). Протоколы взаимодействия между SCP, SMP и SCEP пока не определены, поэтому разработчики реализуют их самостоятельно на основе TCP/IP или X.25.
На основе SS7 можно реализовывать такую сетевую услугу, как роуминг в мобильных сетях. Например, сотовые сети стандарта GSM базируются на подсистемах MAP (Mobile Application Part), работающей поверх TCAP, и BSSAP (Base Station System Management Application Part) – частях стандарта SS7.
Протоколам SS7 будет посвящен отдельный раздел в главе 3.
* * *
Итак, на примере SS7 мы видим, что в интеллектуальной сети, в отличие от обычной,
все элементы сети имеют программное управление;
параллельно сети для передачи голосовых соединений вводится (хотя бы на логическом уровне) дополнительная сеть для передачи команд от управляющих компьютеров к управляемым узлам;
имеются средства для построения распределённой базы данных.
Именно эти важные отличия позволяют создавать новые услуги «уровня сети», а не отдельных АТС.